Этика покаяния, ответственности, единства человечества.

Бачинин пишет о том, как механизмы правовой регуляции используют страх, таким образом: Одновременно правоохранительные институты вынуждены будить эмоции страха у тех, кто не склонен проявлять должного послушания. Чтобы принуждать индивидов к должному поведению, праву необходимо обладать реальной силой и властью. Эта сила может иметь не только физический, но и психологический характер. Во втором случае она связана со способностью права апеллировать к эмоции страха. Страх имеет своим источником предположение, что несоблюдение норм права может обернуться для человека неприятными и опасными последствиями. Данную ситуацию очень сложно оценить с позиции морали. С одной стороны не очень корректно использовать страх, дабы добиться от граждан законопослушания. В сознании человека будет существовать схема, что если он нарушит правило, то последует наказание, поэтому у него будет возникать страх наказания, и он, скорее всего, не будет задумываться о неправомерности своего поведения.

ЙОНАС Ханс

В случае Рудольфа Бультмана это не представляется мне возможным Прежде всего, важен тот факт, что я знал его, что он был моим учителем и другом, вдохновляющим и осветившим тихим светом мою жизнь. Актуальность проблем, которые уже тридцать лет назад осознавались как критические, сегодня, несомненно, возросла. Первым условием ответственности философ считает каузальную силу деятель должен отвечать за свое действие.

сти перед будущим» (Г. Йонас) и внедрения прак- принцип «эвристики страха». Страх за гической цивилизации Ганса Йонаса // Этическая мысль. –.

В начале х годов, как правило, считалось, что врач в первую очередь несет ответственность перед пациентами, а инженер — перед работодателями. Однако в х годах, когда врачи и инженеры стали обладать значительно возросшими техническими возможностями, подобная позиция стала подвергаться сомнениям и были сформулированы аргументы в пользу того, что в первую очередь ответственность врачи и инженеры несут не перед пациентами или работодателями, а перед обществом в целом.

Поэтому в США биомедицинскими научно-исследовательскими центрами были созданы управления государственной инспекции ее оа , а при больницах организованы"этические комитеты" е сотт , куда вошли представители немедицинских специальностей. Это расширенное понятие моральной ответственности в условиях технических возможностей наиболее основательно обсуждается в работе Ханса Йонаса"Те регае о ероу: Тезис Йонаса состоит в том, что"новые типы и измерения действий предполагают и соответствующую им этику предвидения и ответственности, которая должна отвечать современным требованиям в каждом конкретном случае, с которыми ей придется столкнуться" А в какой степени позиции эвристики страха подорваны эксплуатацией средств массовой информации или в какой мере эвристикой страха может руководствоваться инженер-практик — эти вопросы, несомненно, остаются предметом споров.

Позиция Йонаса тесно связана с тезисом Жака Эллюля, разработавшего"этику господства"; Ж. Эллюль также призывает к добровольному ограничению технической мощи, но в конечном итоге опирается, скорее, на теологические, чем на деонтологические основания. Каким, собственно, общественным и идеологическим интересам служат определенные виды доступа к компьютеру и его использования?

Отстаивание прав рабочих перед лицом производственной и конторской автоматизации составляет лишь один аспект ответа на этот вопрос. Другой важный аспект фокусирует основное внимание на скрытых антропологических импликациях значений искусственного интеллекта на последствиях его использования для человека.

Прежде всего, важен тот факт, что я знал его, что он был моим учителем и другом, вдохновляющим и осветившим тихим светом мою жизнь. Действительно, становление мыслителя можно рассматривать как становление его идей в контексте собственной жизни и жизни своей страны. Йонас прожил долгую жизнь и в сложнейших перипетиях века сумел сохранить трезвость мышления и личное достоинство, оставив яркий след в мировой философии и теологии.

Ганс-Георг Гадамер (р) – ровесник XX века. Староконсерваторы (Х. Йонас, Р. Шпеманн) – традиционалисты, недоверчиво .. Осуждения достоин лишь тот, кто в страхе перед объемом дискурсивной работы ее твердого ядра и защитного пояса, отрицательной и положительной эвристики.

Размышления о вине, покаянии, ответственности для западной философии нашего столетия не новы. Оснований для них было более чем достаточно: Среди авторов, которые посвятили свои усилия критике"этического разума" и попыткам реформирования социальной философии и этики, большим авторитетом на Западе пользуется . Ханс Йонас - один из патриархов современной философии, учился у Гуссерля, Хайдеггера и Бультмана.

Сами названия книг Йонаса - а они приобрели особый резонанс в е годы - говорят о направленности его мыслей и интересов: Попытка создания этики технологической цивилизации","Понятие бога после Освенцима","Сила или бессилие субъективности? Эти и другие книги Йонаса, высокопрофессионального и эрудированного философа, лишены вместе с тем сциентистской атрибутики привычных философских трактатов. Они вполне доступны и простым людям, обращены к их сознанию и нравственности.

Йонас призывает к созданию этики, построенной на новых принципах. Различие между прежней и новой социальной философией, обязательно включающей этическую проблематику, он усматривает в следующем.

Оптимистическая антиутопия

Этика ответственности в условиях техногенной цивилизации Ганса Йонаса: Как правило, наибольшее значение придается ей в кризисных ситуациях. Многоаспектность и многовекторность данного феномена есть следствие сложного характера взаимоотношений индивидов, наций, поколений. Принимая ответственность за другого или перед другим, человек осознает моральную зависимость от иного объекта ответственности , будь то другой человек или человечество вообще, природа, космос и т.

В этом заключается достоинство и бремя ответственности.

Так известный западный философ Ганс Йонас (), стоявший у .. « эвристика страха», т.е. действовать нужно, исходя их состояния страха.

Ломоносова На ппаапг пхжпппги Козлова Наталья Петровна 0.! Йонаса, классификацию и характеристику основных типов рассматриваемого феномена, выявить основные предпосылки этики ответственности за будущее и доказать практическую релевантность принципа ответственности на примере проблем ответственности науки и ученого и биомедицинской этики Положения, выносимые на защиту: Розеншток-Хюсси , самоотречение А. Швейцер , форма глобального сознания П Куртц и другие представители светского гуманизма , определяющий мотив человеческой деятельности, направленный на сохранение жизни, обладающей безусловной ценностью А.

Чувство ответственности и наделение страха эвристической функцией принципиально отличают значение эмоциональной стороны в нравственности в традиционной и новой этике.

Йонас Ханс

Учился у Гуссерля, Хайдеггера и Бультмана. Защитил докторскую диссертацию в Гетгингенском университете по проблеме интерпретации свободной воли у Августина. Из-за еврейского происхождения в эмигрировал в Великобританию, в — в Палестину, где занимался изучением гностицизма и его роли в закате античности.

Философ- экзистенционалист Ханс Йонас вводит технику в пространство этики. При оценке последствий Х. Йонас предложил новый методологический прием выбора прогнозов – «эвристику страха». При принятии Именно страх должен предостеречь че- ловека от излишнего риска. Х. Йонасом.

Ответственность за будущие поколения: Я хотел бы не столько заняться изучением основных тем, той главенствующей проблематикой, которую автор обозначил следующим образом: В экзистенциальном смысле наследие означает реализацию способности существования к самотрансляции, то есть к передаче самого себя с помощью традиции. В этом отношении наследие, прежде чем оно получает определенное институциональное выражение, является основополагающим антропологическим фактом.

Благодаря решительному возвращению к заброшенности сохраняется самотрансляция традиционных возможностей, хотя и не обязательно в качестве традиционных. Понятое в этом фундаментальном смысле явление наследия включает в себя два родственных друг другу, но и отличных друг от друга понятия: К ним относятся, скажем, слова: Этот простой пример, который скорее должен бы привлечь внимание моралиста, мы приводим для того, чтобы выделить и рассмотреть в их взаимосвязи три понятия, о которых мы только что говорили: Касаясь столь сложной и богатой по содержанию проблематики, философия, как мне представляется, должна была бы заняться концептуальными вопросами.

Идея трансмиссии включает в себя определенное понятие времени, которое в каком-то смысле пребывает между временем объективно измеряемого, хронологического, мира, то есть мира физика, и живым, субъективным, временем, и превосходит их.

Читать онлайн"Индивидуализированное общество" автора Бауман Зигмунт - - Страница 123

Теория моральной ответственности за будущее. Как правило, наибольшее значение придается ей в кризисных ситуациях. Многоаспектность и многовекторность данного феномена есть следствие сложного характера взаимоотношений индивидов, наций, поколений. Принимая ответственность за другого или перед другим, человек осознает моральную зависимость от иного объекта ответственности , будь то другой человек или человечество вообще, природа, космос и т. В этом заключается достоинство и бремя ответственности.

"эвристику страха", согласно которо принятии технических Ханс Йонас считает, что первой заповедью техническо должно быть:"Не.

. ! : Для Поттера биоэтика представляла собой развитие в современных условиях экологических идей Альдо Леопольда и касалась прежде всего вопросов выживания человечества в условиях техногенной цивилизации. Однако так сложилось, что в современной литературе термин стал значительно чаще применяться к широкому кругу философских и этических проблем, возникающих в связи с бурным прогрессом медицины и биологических наук от аборта и новых репродуктивных технологий до геномных исследований и гемотерапии.

В отличии от традиционной медицинской этики, биоэтика по своей сути и историческому происхождению междисциплинарна, а в определенном отношении и"пара дисциплинарна". Она формируется в ситуации, для которой характерно отсутствие единственного"духовного центра", единого легитимного сословия всеобщего. Философия, религия, наука, практическая мудрость"людей с улицы" 2 - оказываются равноправны и в равной степени хотя в разном отношении ответственны за разрешение проблем жизни и смерти, которые возникают в острейших биоэтических ситуациях.

Важно учесть, что перед нами не просто случайное многообразие частных мнений, которое могло бы быть в принципе преодолено авторитетным экспертным заключением философа, богослова или ученого.

Жан Грейш Ответственность за будущие поколения: этический смысл трансмиссии

Некоторые рассуждения на эту тему встречаются в работе Ганса Йонаса [6]. В отличие от Левинаса Йонас рассматривает описанный нами моральный парадокс в исторической перспективе, представляя его как событие во времени, а не вневременную метафизическую категорию. Однако в последнее время масштаб прямых и косвенных последствий деятельности людей экспоненциально вырос, что не сопровождалось соответствующим развитием наших моральных качеств.

Ныне совершаемые нами действия могут иметь столь глубокие и радикальные последствия для удаленных стран и последующих поколений, каких мы не в состоянии ни просчитать, ни даже вообразить.

ЙОНАС (Jonas) Ханс (, Монхенгладбах, Германия – 5 февраля Одновременно Йонас предложил понятие этической «эвристики страха».

Спектр его философской мысли охватывает широкий круг проблем от практической философии в метафизической этики. Философы, оказали влияние на И. К практике принципа ответственности" ," Философское исследование и метафизическое предположение" Центральный тезис моральной философии И. Эта угроза не только физическая. Покорение природы распространяется и на природу человека. Кроме того, нельзя не констатировать ценностного релятивизма настоящее.

Все эти факторы свидетельствуют о предполагаемой угрозе как физического уничтожения человека так и о возможности потери человеком своей сущности Итак,"Этика ответственности" должно быть написано по причине предусмотренной угрозы - ее планетарных масштабов и последствий для людей. Должны быть открыты новые этические принципы, на основе которых можно будет построить новую этическую теорию. Новая этика должна опираться на принципы благоговение перед физическим выживанием и сохранением целостности человеческой сущности, а также выходить из метафизики.

Противопоставляя направления собственных исследований современной позитивистской аналитической философии, И. И именно эта обязанность достижения подобной цели является вербализацией и выявлением ответственности. Сартра, удалось органично соединить в своем творчестве философскую и литературную деятельность.

Эволюция философских взглядов Ганса Йонаса

В начале х годов, как правило, считалось, что врач в первую очередь несет ответственность перед пациентами, а инженер — перед работодателями. Однако в х годах, когда врачи и инженеры стали обладать значительно возросшими техническими возможностями, подобная позиция стала подвергаться сомнениям и были сформулированы аргументы в пользу того, что в первую очередь ответственность врачи и инженеры несут не перед пациентами или работодателями, а перед обществом в целом.

Поэтому в США биомедицинскими научно-исследовательскими центрами были созданы управления государственной инспекции ее оа , а при больницах организованы"этические комитеты" е сотт , куда вошли представители немедицинских специальностей.

нечто, перед которым люди отступают, охваченные страхом». На базе идей Йонаса оформляется еще одно направление в этике бизнеса — No . I. March. 6. Сазанова С.Л. Эвристические возможности холистического .. философа Ганса Кюнга, согласно которому каждый служит целому на.

Йонас , принцип , ответственность , этика Ганс Йонас. Айрис-пресс, , с. С его историко-религиозными штудиями русский читатель впервые познакомился еще в году, когда в питерском издательстве"Лань" под заглавием"Гностицизм" вышел перевод"Гностической религии" - популярной английской версии первого крупного труда Йонаса"Гнозис и дух поздней античности" Однако подлинный масштаб творчества этого замечательного мыслителя русская публика сможет оценить только теперь, когда в издательстве"Айрис-пресс" опубликована по-русски его главная книга, принесшая автору всемирную славу и сделавшая его одним из авторитетнейших мыслителей послевоенной Европы.

Труд, посвященный новым этическим проблемам эпохи бурного технического прогресса, Йонас вынашивал долго. Конечно, бывший ученик Хайдеггера не мог не размышлять о существе техники. Но дело не только в этом. Опасности, порожденные убеждением в моральной нейтральности техники, не были для него только отвлеченной теоретической проблемой.

Йонас потерял мать в Освенциме, участвовал в двух войнах Второй мировой - в качестве солдата британской армии, арабо-израильской - в качестве добровольца армии Израиля , так что о разрушительной мощи технического разума знал не только из газетных статей. Многочисленные путешествия по миру Германия, Англия, Палестина, Канада, Латинская Америка, США позволили ему воочию убедиться в глобальном характере изменений, вызванных развитием производства и широким распространением идеологии потребления.

ЙОНАС это:

Учился у Гуссерля, Хайдеггера и Бультмана. Защитил докторскую диссертацию в Гетгингенском университете по проблеме интерпретации свободной воли у Августина. Из-за еврейского происхождения в эмигрировал в Великобританию, в — в Палестину, где занимался изучением гностицизма и его роли в закате античности. В переехал в Канаду, а в — в США, где в —76 был профессором Новой школы социальных исследований Нью-Йорк , затем преподавал в университетах Принстона, Гарварда и др.

ван на «эвристике страха» Х. Йонаса. Применительно к тем технологиr ям, последствия развития которых непредсказуемы, Йонас определял свою позицию следующим .. Так, Ханс Георг Дедерер считает, что необходимость.

Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик - В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык… Ф. Тютчев Господь дал нам в управление дивный сад, но мы небрегли им, и не радели о нем, и вели себя в нем так, словно по истреблении этого сада у нас будет еще один, и еще - и так без конца. Но рано или поздно запас жизненных сил сада должен был кончиться - и как раз сейчас мы вплотную подошли к этому пределу.

Принято воз- водить такое наше отношение к природе к"иудео-христианскому антропоцентриз- му", однако это неверно. Мы скверные иудеи и еще более скверные христиане, и потому то, как искажаются нашими неправыми помыслами и еще более неправыми делами истинные учения, никоим образом не может быть поставлено в вину рели- гии.

EMILY QUIERE JUGAR