Тема 16: Экзистенциальные категории этики

Актуальность и степень разработанности темы одиночества как феномена человеческого бытия Одним из самых сложных и малоизведанных экзистенциалов человеческого бытия есть одиночество. Его феномен можно отнести к уникальным, т. С обыденной точки зрения это явление носит незамысловатый характер — физическое уединение в большинстве случаев от общества, панацеей которому может служить элементарное решение — быть в постоянном визуальном, мысленном, эмоциональном и физическом контакте с другими, т. Так или иначе, современная людская общность рассматривает этот экзистенциал, как бич человечества: Анализу философских характеристик экзистенциала одиночества, его онтологических, социальных, культурных модификаций посвящены труды представителей классической и современной философии: Отдельные мыслители прошлых эпох, такие как Б. Непростые и противоречивые перипетии людского существования за последние несколько столетий:

Ассоциация Философского Искусства

Экзистенциализм формировался в первой половине века и во многом отражает тот период. Этим собственно и объясняется трагическая интонация и общая пессимистическая окраска большинства положений философии зкзистенционализма. На формирование современной философии существования огромное влияние оказали предшествующие теории и труды С. Унамуно, а также феноменология Э.

Одиночество как экзистенциал человеческого бытия . В начале х годов Гагарин А. С. представляет анализ феномена .. Гагарин А.С., Экзистенциалы человеческого бытия: одиночество, смерть, страх.

Философские интерпретации экзистенциальных проблем 13 Одиночество: Античные представления о феноменологической топике 68 2. Архаичные основания античной картины мира и топика античного общества 68 Проблема одиночества в античной философии 75 Смерть в эпоху античности 2. Экзистенциал смерти в зеркале античной философии 2. Страх в античной философии Глава 3.

Феноменологическая топология в философии Средневековья Интерпретации одиночества в средневековой философии Средние века - ментальное и топологическое бытие экзистенциала смерти 3. Философско- теологическая христианская концепция смерти европейского Средневековья 3. Экзистенциал смерти в патристике 3. Топология смерти в Средние века 3. Возрождение и Новое время:

Феномен тревоги как модус человеческого существования

Введение к работе Актуальность темы исследования Традиция определения страха в качестве базового понятия, традиционно характеризующего человеческое бытие, известна с древних времен. Тема страха, многообразно варьируясь, во все века представляла собой одно из средоточий философских исканий человечества. Пристальное внимание мыслителей к феномену страха берет начало от самых первых попыток осмысления человеком мироздания в целом и своей собственной природы в частности. Это свойство человеческой души нельзя считать ни локальным или периферийным, ни поверхностным или мимолетным явлением мироощущения человека; ученые именуют страх всеобщим и неизбывным.

Однако именно в нашу эпоху изучение феномена страха стало наиболее значимым, поскольку в настоящее время переживание страха человечеством чрезвычайно усилилось.

страх, решимость, бытие-к-смерти, совесть, ис- дусы человеческого бытия, является забота, а ис- ходным .. феномен заботы присутствие «включается » в мир, существуя в нем, проектируя себя согласно Гагарин А.С. Экзистенциалы человеческого бытия: одиночество, смерть, страх.

Коркунова Ольга Владимировна, доктор философских наук, доцент Официальные оппоненты: С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Омского государственного педагогического университета и на официальном сайте ОмГПУ : Автореферат разослан 27 октября года. В ней состояния выбора и жизненного самоопределения личности превратились в объект концептуальной рефлексии, приобрели новый метафизический статус, став предметом иного, чем классический способа философствования - экзистенциального подхода.

Среди всех философских учений о человеке в современной западной мысли особое место принадлежит экзистенциальной антропологии. Подвергнув критике классические антропологические концепции за отрыв от жизненного опыта личности, представители этого направления разработали свой подход к анализу человека, в основе которого лежит исследование экзистенции как уникального бытия индивидов и экзистенциалов как феноменов их конкретного существования в условиях историчности.

Как феномены сознания они являются априорными конструкциями, посредством которых задаются фундаментальные параметры человеческого бытия в мире.

Экзистенциальная тревога и как с ней не бороться

Именно это имели в виду стоики, когда говорили: Сантаяна выражает это так: Страх смерти имеет огромное значение в нашем внутреннем опыте:

Феномен одиночества и проблема нарушения коммуникации Гагарин А.С. ; Человек в городском пространстве Фромм Э. Экзистенциалы человеческого бытия: одиночество, смерть, страх (От.

Однако, Страх Божий - не боязнь Бога, а боязнь отпасть от Бога и впасть в грехи и страсти, и поэтому Страх Божий - начало любви, в которую потом и переходит Климент Александрийский. Таким образом, Страх Божий Страх Господень создает комплекс религиозно-экзистенциальных барьеров, экзистенциально-превентивно удерживающих человека от греха и зла, и одновременно началом мудрости, началом любви, и объединяет всех верующих одним общим, консолидирующим и оптимизирующим Страхом.

По сути, Страх Божий это поединок, борьба двух страхов или двух разновидностей страха совершенного и несовершенного при условии победы созидательного если можно так выразиться страха. Идея разомкнутости и беспредельности бытия воплощается у ренессансных философов преимущественно как телесная полнота жизни, как следствие естественных страстей и деятельности человека, а не как атрибут Бога, притягивающий привязывающий к себе человека с помощью разума, устремленного к Абсолюту, что было характерно для теологического мышления.

Человек желает побывать всюду, на земле, в небесах, в мрачных мрачных безднах Тартара, и никакие пределы его не удовлетворяют, человек пытается быть вездесущим, подобно Богу М. Эта нестиснутостъ жизни пределами места, неограниченность каким-либо временем, характерная для философии Возрождения М. Однако, в виду отсутствия в культуре Возрождения понятия личности как уникального, самоценного, не совпадающего с собой неисчерпаемого, отдельного человека субъекта , эта особость ренессансного индивида, обнаруживает отсутствие центра.

Индивид уже не определяется целиком и извне, но еще не обусловливается сам, изнутри.

Феномен страха

Философские интерпретации экзистенциальных проблем. Смерть как экзистенциал человеческого бытия: Страх как экзистенциал человеческого бытия.

Экзистенциалы одиночества, страха, смерти играют важную роль в Гагарин А.С. Одиночество как феномен человеческого бытия // Гагарин А.С., .

Существование любого человека конечно. Такие установки обусловлены культурой среды человека. Укажем главные позиции, выработанные культурой человечества по отношению к самому загадочному явлению в существовании человека -- к смерти. Осуществленное позитивистской социологией изгнание темы смерти из понятия социального, то есть перевод конечности отдельного человека в бесконечность социального, закрыло целое направление в понимании человека и его существования. Между тем отношение к смерти определяет формы всех религиозных культов, входит в содержание многих философских доктрин, является предметом крупных научных направлений в психологии, психиатрии, антропологии и демографии.

В рамках же феноменологической социологии смерть понимается как одна из пяти основных экзистенциальных констант, определяющих линию существования человека в социальной среде труд, любовь, доминация, игра и смерть. Соотнося смерть и культуру, мы можем сказать, что смерть есть природный, внекультурный феномен, поэтому в самой культуре такая внеположенность воспринимается в ауре непостижимой загадочности, а ее трагизм для отдельной личности начинает ощущаться лишь в связи с обострением чувства личного бытия, осознания ею себя как неповторимого существа.

Это утверждение основано на данных, добытых с помощью исторического метода. В Древнем Египте вопрос о смерти и отношении к ней решался по видимости просто: В социальной жизни господствовал культ мертвых построение и украшение величественных гробниц, огромных пирамид, возникновение и расцвет искусства бальзамирования. На Востоке Япония существовал культ предков, в основании которого лежала убежденность людей в том, что человек продолжает свою жизнь в потомках и умирает окончательно лишь тогда, когда его род прервется.

В Индии массовое сознание пронизывала и пронизывает и поныне идея перевоплощения душ -- сансара. Для исповедующих эту идею реальный мир -- временный мир, более того, иллюзорный мир, а реальность -- в потустороннем существовании.

Теория и практика экзистенциальной психологии: о смерти и о жизни.

Философские интерпретации экзистенциальных проблем. Смерть как экзистенциал человеческого бытия: Страх как экзистенциал человеческого бытия. Античные представления о феноменологической топике. Архаичные основания античной картины мира и топика античного общества. Проблема одиночества в античной философии.

Диссертация года на тему Экзистенциалы человеческого бытия - одиночество, Автор: Гагарин, Анатолий Станиславович, доктор философских наук. феноменом человеческого бытия, поскольку страх кор- релируется с.

Горького , аспирантуру при каф. Автор свыше статей по кино- и лит. Екатеринбург, ; Кризис европоцентризма и судьба России культурологические воззрения К. Екатеринбург; Нижневартовск, ; В зеркалах экзистенции: Очерки по истории философии и культуры. Екатеринбург, Нижневартовск, ; . От Античности до Нового времени. Екатеринбург, ; Философская антропология Макса Шелера:

Экзистенциальные страхи

В статье рассматривается эволюция представлений о страхе и тревоге в истории философской мысли. Дана характеристика философским взглядам на страх и тревогу, сложившимся в разные исторические периоды, показана специфика подходов к выявлению сущности страха и тревоги в истории философии, а также в русской и западноевропейской философской мысли. Прослеживается трансформация взглядов на взаимосвязь тревоги и страха.

На основе историко-философского анализа сформулированы ключевые аспекты философского понимания феноменов страха и тревоги — антропологический, онтологический, гносеологический, аксиологический, праксеологический.

А.С. Гагарин, говоря об экзистенции, отмечает, что «использование языка науки для тие-с-другими”, “бытие-к-смерти”, “страх”, “решимость” и т. д. тия и реализации человеческих возможностей; 6) экзистенциалы самодоста - . Раскрыв понятие экзистенции и феномен телесности, мы можем сделать.

Не случайно именно с нее полтора столетия назад в классических работах Серена Кьеркегора начал свое поступательное развитие экзистенциальный взгляд на человека в мире. Прежде чем приступать к анализу собственно проблемы тревоги, обрисуем в основных чертах экзистенциальный подход, как он видится в ракурсе темы. Экзистенциальная психология как психология человека необусловленного Если традиционная психология есть психология человека детерминированного, то экзистенциальная — психология человека недетерминированного.

На самом деле человек есть существо одновременно и детерминированное, и недетерминированное. На нас действует масса факторов, внутренних и внешних, которые толкают нас в разных направлениях и побуждают к определенному выбору. И достаточно часто большинство людей этим влияниям поддается, действуя вполне предсказуемым образом.

Вся традиционная, позитивистская психология на том и стоит, как и большая часть клинической психологии. Существуют, однако, по меньшей мере, два рода ситуаций в жизни, где не срабатывает ни один из традиционных подходов.

Человек